- Климентины
- группа памятников древнехристианской письменности, связанных по своему содержанию и происхождению с именем св. Климента, еп. римского. В настоящее время известны следующие памятники этого рода: 1) Послание Петра ап. к Иакову, брату Господню, еп. иерусалимскому, и вместе с ним "Свидетельство для получающих книгу"; 2) Послание Климента к ап. Иакову; 3) 20 "Бесед" Климента; 4) "Встречи" и 5) "Сокращение деяний Петра". Важнейшие из них "Беседы" и "Встречи"; послания же Петра и Климента являются к ним как бы вступлением. "Сокращение деяний Петра" имеет второстепенное значение. Кроме известных в настоящее время редакций этих памятников, в древности существовали еще несколько редакций, не дошедших до нас. В настоящее время Климентины не могут уже считаться подлинными творениями св. Климента. Однако вопрос об их происхождении до сих пор остается нерешенным. Есть основание лишь предполагать, судя по проводимым в этих памятниках тенденциям, что "Встречи" и "Послание Климента" появились уже в те времена, когда стало намечаться стремление римского епископа к главенству; позднее всех других появились "Беседы". Все эти памятники, как установлено, имели в основе своем апокрифическое сочин. им. ап. Петра; пользуясь собранным там материалом и составил свой труд первоначальный автор Климентин. Труд этот назывался "Путешествия Петра, написанные Климентом"; дошедшие до нас редакции являются лишь переработками этого сочинения. В Климентинах сосредоточен богатейший вероучительный и полемико-апологетический материал. Полемика с ересями сосредоточивается здесь на борьбе с гностиками, воплощаемыми в лице Симона Волхва. По своим воззрениям автор Климентин является представителем т. наз. евионизма, т. е. течения, приписывавшего проповеди Христа чисто местное значение обновления иудейства. В Климентинах мы и находим литературно-философскую разработку этих взглядов.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.